Содержание
В настоящее время на территории России, и в частности столичного региона, активно развивается такая услуга, как каршеринг, ежегодно обрастающая всё новыми сервисными форматами. Взять или сдать машину в каршеринг в Москве можно в рамках нескольких основных каршеринговых схем, о которых мы и поговорим сегодня более подробно.
В столице особое развитие получила модель, именующаяся one-way carsharing. В этом случае операторы, владеющие собственным автопарком, могут сдать любой автомобиль в каршеринг водителю, который предварительно зарегистрировался в системе этой каршеринг-компании. Чаще всего в таких случаях аренда предоставляется на условиях поминутной либо посуточной оплаты.
Несмотря на достаточно широкое распространение obe-way формата сегодня также растёт спрос и на другие варианты сдачи машины в каршеринг в Москве. Один из них социальный каршеринг, именуемый многими специалистами p2p (peer to peer). Эта система работает по двусторонней схеме проката авто в рамках столичного и не только каршеринга.
В рамках этой системы пользователь может выступать, как арендатором, так и стороной-арендодателем. Автопарк в рамках p2p-сервиса собран из автомобилей, находящихся в собственности частных лиц, причём не у одной каршеринг-компании, а у различных хозяев авто.
Подобная схема нашла широкое применение в тех регионах страны, где модель классического типа one-way пока ещё не развилась до соответствующих масштабов или не появилась вовсе.
Как устроена p2p-система каршеринга в Москве?
Первое, что необходимо знать, если вы решили сдать машину в аренду в Москве – это принцип и организация подобной схемы. Как правило, всё осуществляется при помощи специальных сайтов, которые занимаются агрегацией предложений по сдаче машины в аренду в столице.
Они собирают все предложения от владельцев собственного легкового автотранспорта и предоставляют определённые гарантии безопасности, как для арендодателей, так и для самих арендаторов.
Порядок цен может варьироваться в зависимости от многих факторов, включая:
- состояние сдаваемого в аренду транспортного средства;
- полный пробег машины за всё время пользование владельцем;
- марка и класс автомобиля.
Если вы хотите стать участником p2p, сдавая машину в каршеринг в Москве, вам нужно пройти процедуру регистрации в одной из систем социального каршеринга столицы на соответствующем сайте. В рамках регистрации вам будет предложено указать подробную информацию о своей машине, о её состоянии и прочих нюансах.
В большинстве случаев владелец может устанавливать свои требования к арендатору, а также указывать собственный порядок цен. В отличие от классического варианта условия и цены сдачи машины в каршеринг в Москве включают в себя договорённости на личном уровне между самим арендодателем и арендатором.
Если говорить о безопасности такого варианта каршеринговой сделки, то она подкреплена проверками водителей на стороне компании-агрегатора и соответствующими страховыми обязательствами. Арендодатель в праве отказать пользователям в аренде, если они не соответствуют заданным критериям либо могут вызывать в него какие бы то ни было опасения личного характера.
Компания-агрегатор со своей стороны предлагает к оформлению страховку, тип которой будет определён в рамках конкретной сделки. Стоит отметить, что p2p-каршеринг стал особо популярным в Европе и США. К примеру, в Штатах один только каршеринговый оператор Getaround обслуживает порядка одного миллиона пользователей, и эта цифра растёт с каждым годом в геометрической прогрессии.
На территории России и в частности в Москве такой каршеринг, предлагающий отдать машину в аренду на условиях peer-to-peer лишь начал набирать популярность. Одним из наиболее крупных российских каршеринг-агрегаторов выступает компания Rent-a-Ride, на примере которой мы более подробно рассмотрим схемы работы p2p-каршеринга в России и непосредственно в Московской области.
Как работает сервис Rent-a-Ride и ему подобные?
По сути, сервис Rent-a-Ride и подобные сервисы типа Use-My-Car, Darenta.ru, Арто и пр., представляют собой платформу, в рамках которой арендаторы и владельцы могут обмениваться своими транспортными средствами между собой. В настоящий момент конкретно на этой площадке размещено порядка 3 тысяч автомобилей различных марок, пробега и комплектации. При этом здесь агрегируются предложения не только от частных лиц, но также и от прокатных/каршеринговых компаний.
Вопросы безопасности
По части безопасности эта площадка и ей подобные предоставляет определённые гарантии в виде взаимной защиты водителей-арендаторов и хозяев авто. Сервис включает в себя собственную службу безопасности, занимающуюся проверкой документов и отбором только благонадёжных водителей. Так, например, отсеиваются люди с криминальным прошлым, злостные нарушители ПДД, а также лица, не достигшие определённого возрастного ценза.
В случае нарушения договора арендодатель-арендатор эта служба передаёт информацию в базу данных Rent-a-Ride, после чего рейтинг нарушителя внутри системы понижается. В арсенале площадки также имеется юридическая поддержка, помогающая решать возникающие спорные ситуации посредством сервиса колл-центров.
Каждая разновидность сделки может быть подкреплена страховыми обязательствами. Чтобы обеспечить абсолютную безопасность можно воспользоваться посуточным КАСКО, позволяющим оплачивать дорогостоящую страховку за определённые дни пользования сервисом, когда машина сдана в аренду.
Залог может покрыть риски не страхового характера. Сумму залога и его наличие может определить владелец транспортного средства. В случае нарушения правил договора, который прописал сам хозяин авто, к примеру, не курить в салоне и не перевозить габаритные грузы либо животных, арендатор обязывается выплатить штраф.
Топливный расход
Что касается топливного расхода, то он контролируется при помощи автомобильной карточки собственника, в которой он должен указывать, насколько полон бак. При этом арендующий эту машину водитель обязуется вернуть транспортное средство с тем же количеством топлива, которое было указано изначально.
В противном случае он может доплатить за расход бензина – в любом случае такие подробности и конкретные условия топливного расхода согласуются на личном уровне между обеими сторонами.
Доставка и стоимость аренды
На сайте компании-агрегатора указывается локация каждого автотранспорта, который вы желаете взять в аренду, находясь в удобной для вас точке города. Водителю-арендатору может быть предложена доставка автомобиля по указанному адресу на бесплатной или платной основе.
Цену на аренду сдаваемого транспортного средства в каршеринг в Москве на условиях p2p определяет его владелец. При расчёте можно воспользоваться специальным калькулятором, предусмотренным системой и доступный на сайте компании-агрегатора. Изначальная рекомендуемая стоимость может изменяться, как в большую, так и в меньшую сторону.
Если, например, вы желаете сдавать автомобиль чаще, то целесообразно установить более низкую цену на его аренду. Если транспорт находится в оживлённых столичных районах, где спрос на услугу достаточно высокий, стоимость можно поднять.
Как производится оплата услуги?
После того, как сделка подтверждена, сумма залога на банковской карте арендатора, которую он указывает при регистрации в системе, блокируется системой. При нанесении не страховых ущербов арендуемой машине залог будет переведён на расчётный счёт или банковскую карту её владельца.
Важно учитывать, что подобные платформы взымают определённый процент от стоимости таких сделок. В рамках компании Rent-a-Ride он составляет не более 10%. Хозяину на карту или счёт приходит сумма с учётом комиссии.
Первое, что нужно сделать лицу, желающему сдать свой автотранспорт в аренду на условиях p2p через компанию-агрегатора, это зарегистрироваться в системе этой компании на сайте и добавить необходимые данные о своём транспортном средстве.
Дальше необходимо будет установить эксплуатационные условия и обязательства в рамках пользования автомобилем – здесь можно указать гражданство лица-арендатора, требуемый водительский стаж, возраст, местность поездки, срок аренды и прочие параметры.
После регистрации автомобиля нужно дождаться желающих с поданной заявкой на его эксплуатацию. После её поступления можно связаться с потенциальным водителем-арендатором вашей машины по номеру телефона или через чат. В личной беседе обсуждаются все нюансы и подробности эксплуатационных условий.
Даже при условии, что водитель полностью подходит под фильтры и соответствует всем критериям, можно отказать ему в прокате перед непосредственным заключением договора. После того, как все условия согласованы, можно заключать сделку о прокате, прописав акт передачи и соответствующий договор.
Несколько слов о других площадках социального каршеринга в Москве
Другой упомянутый выше сервис Darenta действует не только на территории столице, но на данный момент доступен уже в более чем 120 городах России. Автопарк насчитывает свыше 1000 зарегистрированных автомобилей. Для участия со стороны арендодателя или арендующего нужно также пройти обязательную регистрацию на сайте компании либо скачать соответствующее мобильное приложение. Эксплуатационные правила в рамках сервиса примерно аналогичны Rent-a-Ride.
Цену на прокат также устанавливает сам хозяин транспортного средства. На установленную сумму система-агрегатор начисляет ставку в размере 1 процента. Также необходимо уплатить комиссию, предусмотренную используемой платёжной системой.
Безопасность сторон обеспечивается КАСКО-страхованием. На период аренды может быть оформлена мультидрайв-страховка. В соответствии с договором владелец освобождается от выплаты штрафов – эта обязанности в соответствующих случаях ложится на плечи арендатора.
Ещё один сервис-агрегатор, который также был упомянут ранее – Use-My-Car. Здесь предлагается сдача в эксплуатацию только легковушек, возрастом не старше 2005 года выпуска и пробегом не более 200 000 км. В рамках договора предусмотрено страхование без ограничений ОСАГО. В этом случае правила страхования примерно аналогичные подобным сервисам, а комиссия составляет до 10%.
Выгодно ли сдавать личный транспорт в аренду на p2p-условиях в Москве?
Выгода зависит непосредственным образом от срока проката, возраста, марки автомобиля и его комплектации. Машины типа KiaRio позволяют заработать в день порядка 1800 рублей. Потенциальная прибыль по заверениям руководства Rent-a-Ride может составлять порядка 10% от цены на автомобиль ежемесячно, при условии его сдачи на регулярной основе.
При учёте общих расходов на автомобиль, которые составляют по столичному региону до 30 тысяч (не учитывая расходы на топливо, штрафы и городскую платную парковку), даже при сдаче машины единожды в неделю расходы будут без проблем окупаться а арендодатель будет получать минимальную прибыль.
Важно помнить и о том, что даже в случаях, когда владельцы полностью контролируют условия сделки, они так или иначе сталкиваются с определёнными затратными рисками. К примеру, если ваш автомобиль забронировал арендатор, но внезапно он вам понадобился для передвижения, вы должны будете выплатить штраф за нарушение условий договора. Также ответственность за достоверность, объективность и актуальность информации касательно вашего транспортного средства лежит целиком на вас, как на его хозяине.
Напоследок хотелось бы сказать о неоспоримом преимуществе p2p-каршеринга в столице для арендующих. Если вы арендатор, то в рамках такого сервиса вы можете взять автомобиль напрокат начиная от суммы в 900 рублей по Москве, что значительно дешевле, чем у большинства столичных каршеринговых операторов. Кроме того, вы имеете возможность забронировать автомобиль заранее, можете сторговаться с его владельцем по цене и условиться о более приемлемых для вас условиях аренды.