Содержание
Если рассматривать каршеринг в России, то здесь это сравнительно новое явление, которое толком не успело устояться. Другое дело – каршеринг в Европе и в мире. В современных развитых государствах такая услуга действует на протяжении десяти и более лет.
За весь этот период рынок успел обрести отчётливые формы и обзавестись своими лидерами. Сегодня поговорим о том, как устроен каршеринг в мире, как работают передовые каршеринговые операторы на территории Европы, какие виды услуг и авто они предоставляют.
Что представляет собой услуга каршеринга и с какими сервисами конкурирует?
Carsharing в дословном переводе с английского означает совместное использование автотранспорта. На практике это значит, что вы можете взять автомобиль в краткосрочную аренду на условиях поминутной или почасовой оплаты её проката.
Существует ещё одно понятие – райдшеринг, с которым часто путают каршеринговые услуги. Первый представляет собой возможность перемещаться на авто, которым управляет его владелец с оплатой бензина и прочих дорожных расходов вскладчину.
Первым европейским государством, в котором появилась услуга каршеринга, считается Швейцария. В конце 40-х годов прошлого века там впервые за всю историю автомобильных услуг стали предоставлять фирменные машины на прокат.
Надо сказать, что услуга достаточно быстро разошлась по всему миру. Настоящее развитие и резкий технологический скачок каршеринг за границей получил на территории США, где в 2000 году была создана американская каршеринг компания ZipCar. В настоящий момент она действует в 50 крупных городах мира, предоставляя качественные автомобили известных брендов в поминутную аренду.
Компания занимает 2-е место в мире по масштабности после Car2Go. Наибольшее развитие современный каршеринг получил в Европе, но действует этот сервис и не территории таких стран, как Сингапур, Бразилия, Коста-Рика, Канада, Новая Зеландия, Япония, а также доступен для граждан России и некоторых стран СНГ.
Такой услуге достаточно сложно было втиснуться между разросшимися в мировых масштабах и существующих повсеместно автомобильными сервисами. Так, например, основной конкурент на этом рынке – такси. К списку можно добавить общественный транспорт и личное авто.
Согласно мнению мировых производителей автомобилей каршеринговые услуги влияют на снижение числа их продаж, а потому и отношение у таких производителей к самому каршерингу не самое лестное. Между тем, этот сервис считается очень выгодным среди рядовых и премиальных потребителей, которые в силу тех или иных причин не приобретают собственное авто, предпочитая кататься на арендуемых качественных машинах.
Каршеринг в развитых европейских странах
Разновидности каршеринговых услуг в Европе
Моделей, на основе которых строится данная услуга в европейской практике существует несколько:
- приобретение автомобилей у компании для работы;
- аренда компанией автомобилей у частных владельцев;
- сдача в аренду машин общественной организацией в целях благотворительности.
Что касается схем, по которым работают современные каршеринговые сервисы, то принято выделять две основные:
- One-Way – после использования автомобиля, когда арендатор добрался до нужной ему точки, он может оставить его в любом месте.
- Round-Trip – в этом случае предполагается, что клиент, пользующийся услугами каршеринга, вернётся на машине и оставит её в том пункте на карте, где и арендовал ей. Эта схема считается классической и используется более часто в отличие от One-Way.
Как устроен каршеринг в Европе?
В каких же развитых странах Западной Европы сосредоточилась основная часть мирового рынка каршеринга? Сегодня лидер среди всех государств Евросоюза по аренде авто – Германия. На долю этой страны приходится треть общего числа пользователей каршеринг-сервисом. Довольно активно развивается это направление на территории таких государств, как Великобритания, Австрия, Швейцария, Испания и Франция.
Если брать общее число реальных пользователей услугами каршеринга в Европе, то на сегодняшний день оно приближается к миллиону человек. Этот показатель ежегодно растет в геометрической прогрессии, равно как и развивается сам сервис. Последний становится более популярным, поскольку предлагает потребителям множество выгодных вариантов.
Какие же выгоды получают современные европейцы от пользования каршеринг-услугами? Вот основные из них:
- весомое сокращение расходов для владельцев собственных авто, что связано с ростом цен на топливо и удержанием стоимости самих каршеринговых услуг в доступных пределах;
- снижение общего количества машин на дорогах, что приводит к естественному снижению выбросов в атмосферу вредных углекислых соединений – весомый вклад в экологию развитых индустриальных городов с техногенной инфраструктурой;
- снижение перегруженности на городских магистралях. В этом контексте уместно сказать не только о снижении количества городских автомобильных пробок и заторов, но также и общего числа аварийных ситуаций на дорогах;
- современный высококачественный сервис, который включает в себя современно оборудованные частные стоянки, что избавляет водителей от надобности каждый раз искать себе удобное парковочное место.
Среди крупнейших компаний основного европейского каршеринг-рынка стоит особо отметить Drive Now, ZipCar и Cart2Go. Эти крупнейшие организации предлагают наиболее выгодные каршеринг-услуги практически в каждой европейской стране. Более подробно об их сервисе мы поговорим дальше. Помимо этих гигантов широкую популярность набирают компании Herts, Avis и Veolita.
Если брать среднюю стоимость каршеринга в Европе, то она составляет не более 5-7 евро за один час. Если учесть, что в основном этот сервис используется для краткосрочных перемещений по городу, то подобная стоимость более чем оправдана и считается более выгодной в сравнении с тем же такси.
Услуги Car2Go в Европе
По состоянию на конец прошлого 2018 года эта компания считалась наиболее крупным мировым каршеринг-оператором, насчитывая в собственном автопарке свыше 4 тысяч единиц автотехники.
В настоящее время этот каршеринговый гигант действует на территории 26 стран мира. Число пользователей, зарегистрированных в системе Car2Go составляет более 2,5 миллионов человек.
Чтобы стать клиентом компании можно зарегистрироваться на её официальном сайте, предварительно скачав соответствующее мобильное приложение с AppStore или Google. Кроме того, необходимо ознакомиться и согласиться с пользовательскими условиями компании, а также отправить скан или фотографию водительских прав, после чего оплатить одноразовый стартовый сбор – в настоящее время он составляет девять евро.
Car2Go-сервис находится в подчинении концерна Daimer, используя в рамках предоставляемых услуги автомобили именно его производства, включая смарт и мерседес. Во многих европейских государствах особым спросом пользуются машины марки Smart-Fortwo.
Минимальная цена проката – 21 евроцент в минуту или за один километр. При этом учитывается пробег и время самой аренды. Также можно приобрести прокатный тариф на сутки. За 24 часа пользователь платит порядка 59 евро с максимально возможным суточным пробегом авто в 200 км. Каждый километр свыше оценивается в 29 евроцентов.
Сервис Zipcar на территории Европы
Эта компания занимает второе место на мировом рынке краткосрочной автомобильной аренды. В распоряжении ZipCar находится более 11 тысяч автомобильных единиц, а число пользователей, зарегистрированных в системе на данный момент превышает 770 тысяч человек.
Здесь по аналогии с предыдущим каршеринг-сервисом также необходимо зарегистрироваться на официальном сайте через приложение, чтобы стать пользователем компании.
Помимо оплаты за использование автотранспорта компания берёт фиксированную абонплату. Вы можете заплатить 6 евро в месяц или 60 евро в год. Парк автомобилей ZipCar отличается особым разнообразием. Среди тарифных планов наибольшим спросом пользуется почасовой (от 4 евро) и посуточный (45 евро за 24 часа). Максимальный суточный пробег авто в рамках посуточной оплаты составляет 20 километров.
Одной из «фишек» компании считаются интересные названия, которые она присваивает собственным авто, к примеру, Activity, Magical, Amadeus, Arsenio и т.п. Работники сервиса полагают, что подобный ход не только веселит клиента, но также способствует сплочению пользователей и формированию френдли-ориентированного сервиса. Каршеринг-сервис ZipCar, начиная с 2013 года принадлежит мировому гиганту на рынке операторов классического автопроката – Avis.